Самые лучшие туры
                 по Грузии
           
 
 ДЕЛИКА ТУРС ДЖОРДЖИЯ
   Туроператор по Грузии 
E-mail: info@delicatours.ru
         ICQ:   710363744

google plus youtube vk fb

 

История Грузинской Церкви в XVI-XVIII веках

 ВОСТОЧНОГРУЗИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI-XVIII ВЕКАХ

Болнисский крестВ XVI веке церковным сепаратизмом заразилась Восточная Грузия и княжество Самцхе-Саатабаго. Мцхетские католикосы-патриархи в целях предотвращения сепаратизма брали с духовенства клятву о полном подчинении Мцхетскому Патриаршему престолу при посвящении епископов. Сепаратизм в Грузинской Церкви активно поддерживал Антиохийский Патриархат, стремящийся на условиях дарования «автокефальных» прав отдельным епископам в конечном счете подчинить себе Грузинскую Церковь частями.

В 1555 году почти 40-летняя война между Персией и Османской империей завершилась подписанием Амасcийского мира, по которому Картли, Кахети и Восточная часть Самцхе достались Персии, а западная часть Самцхе – Турции. Грузия не признала условий договора и продолжала борьбу против агрессоров. Картлийский царь Симон I хорошо понимал роль и значение Церкви в деле объединения всех грузинских сил в борьбе против персидских и турецких агрессоров и активно поддерживал политику Мцхетских католикосов, направленную на укрепление экономического положения Патриархата и их борьбу против проявления церковного сепаратизма.

Несмотря на разобщенность грузинских царств, сохранение привилегий на Святой земле (владение «ключами иерусалимскими» - храмом Воскресения Господня, Гробом Господним и Голгофой) и укрепление престижа Грузии на международной арене стало общим делом всех 3 царств.

К концу XVI века княжество Самцхе-Саатабаго, т. е. практически вся Юго-Западная Грузия, было завоевано Османской империей. Здесь последовательно проводилась политика исламизации этого богатого христианскими традициями края: все церковные имения были превращены в вакуфы, храмы – в мечети, епархии Грузинской Церкви на этой территории были упразднены.

Великомученица царица Кетеван 1XVII век - это самый трагичный период в истории Грузии, это век мучеников за веру. Агрессия Персии в связи с нашествиями шаха Аббаса I (1557–1628) достигла своего апогея. Один персидский историк пишет, что с нашествиями шаха Аббаса для «грузин настал день второго пришествия». Политика завоевателя предусматривала полное уничтожение и разорение Кахети и Картли, рабство и физическое истребление грузин. Только Кахети в 1614–1617 гг. потеряла 2/3 населения: 100 тыс. кахетинцев было убито и более 200 тыс. угнано в рабство во внутренние провинции Персии, а на территорию Восточной Грузии начали миграцию тюркские племена. В это же время на юго-западе Грузии участились набеги турок.

Как раз к этому времени относится великомученичество царицы Кетеван, которая была мудрой правительницей Кахетии и приняла страшную мучительную смерть в плену у персидского шаха Аббаса I.

Время правления в Картли царя-мусульманина Ростома I (1565-1658) было отмечено стабильностью, спокойствием, укреплением государственной власти и даже экономическим подъемом. Его супруга, царица Мариам (дочь владетеля Мегрелии Левана II Дадиани) восстанавливала храмы, в монастырях возобновилось книгописание. Однако Ростом насаждал персидские обычаи во всех сферах жизни: при нем были введены персидские должности, в грузинская язык внедрена персидская лексика, в грузинская культуру – персидская и мусульманская, что пагубно отражалось на национальном самосознании грузин. В 1642 г. часть грузинская знати устроила заговор против Ростома, одним из лидеров был католикос-патриарх священномученик Евдемоз I (Диасамидзе). Заговор был раскрыт, католикос был пленен и задушен. Тело священномученика было сброшено с цитадели на площадь перед тбилисскими серными банями, ночью христиане похоронили его в северо-западном углу церкви Анчисхати.

Практически в течение 150 лет царский престол в Картли занимали цари-мусульмане. И вот в 1744 году на царский престол в Картли вступил царь-христианин Теймураза II (1700-1762), кахетинский престол занял также христианин – сын Теймураза II, Ираклий II (1720-1798). Иран был вынужден признать обе кандидатуры, что стало значительной победой христианский Грузии над мусульманским Ираном.

В этом же 1744 году Церковным Собором на Патриарший престол был избран 24-летний митрополит Антоний I (Багратиони). Католикос Антоний I энергично взялся за управление Церковью. Управление всеми церковными землями было передано патриарху, была образована церковная дикастерия, выполнявшая функции церковного суда, был упорядочен чин богослужения, были восстановлены нормы православной жизни. Особое внимание Антоний I уделял вопросам духовного образования: в Светицховели из собранных по всей стране книг была образована библиотека, насчитывавшая 7 тыс. томов, возобновлена просветительская деятельность монастыря Давидгареджи, при епархиальных кафедрах были образованы училища и школы. В 1755 была основана духовная семинария в Тбилиси, в 1782 – в Телави. Патриарх Антоний внимательно изучал труды армянских и латинских богословов, общался и полемизировал с монахами-капуцинами, стремясь с их помощью привлечь иностранный капитал для оздоровления грузинской экономики. Он также хотел использовать богатый научный опыт католиков в деле образования грузинской молодежи. Патриарху Антонию I принадлежат проекты 3 высших учебных заведений в Тбилиси, Гори и Телави.

В 1772 году в Санкт-Петербурге Антоний I вел переговоры с российской стороной, что привело к принятию в 1783 г. Георгиевского трактата. В том же 1772 году Антоний I был избран членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви (РПЦ), что было нарушением церковных канонов, согласно которым Глава автокефальной Церкви не мог состоять членом высшей административной структуры другой Церкви. Этот момент позже сыграл немаловажную роль в вопросе упразднения автокефалии ГПЦ (католикос-патриарх Антоний II Багратиони (1762-1827) также были членами Синода РПЦ).

 АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ В XVI-XVIII ВЕКАХ

Храм в МанглисиВ XVI веке в Западной Грузии с севера усилился поток мигрирующих на юг и юго-запад северокавказских горцев-язычников, с юга нападала Османская империя, что привело к исламизации Абхазии и Южной Грузии. В связи с этими событиями резиденция Абхазского католикоса была перенесена из Бичвинты (Пицунды) в храм св. Георгия в монастыре Гелати. Туда же отправили святыню Западногрузинской Церкви – Пицундскую (Бичвинтскую) икону Божией Матери, покровительницу Абхазского Католикосата.

Наплыв на абхазскую равнину языческого населения из горных районов, называвших себя апсуа, привел в XVII–XVIII вв. к тому, что часть собственно грузинского этноса также перешел в язычество, а затем массово стало перебираться на юг, за реку Ингури. Это произошло в период деятельности католикосов Давида (Немсадзе) (1673–1696) и Григория II. Так Абхазский католикосат потерял северные территории.

В 70-х гг. XVIII века османы оккупировали Гурию, в результате чего южные границы Абхазского католикосата переместились от реки Чорох до реки Чолоки. Уменьшение территорий Католикосата привело к уменьшению числа епархий. Однако на титуле абхазского католикоса усечение территорий Католикосата не отразилось: католикос-патриарх титуловался как «святитель и креститель понт-абхазов, осетин и двалов, лихтимеров, Рача–Одиши–Гурии и всей стороны северной, предстоятель Севера, Богоизбранный, наместник апостола Андрея Первозванного, глава Церкви Бичвинтской, ее попечитель и управитель, подражатель Двенадцати апостолов».

Несмотря на тяжелое положение в приграничных районах Католикосата, Абхазские католикосы зачастую на собственные средства восстанавливали и возводили церкви, снабжали их богословской литературой, церковной утварью, активно переписывалась духовная и светская литература, в т.ч. «Картлис Цховреба» («Житие Картлии» - сборник грузинских летописей, созданный к VIII веку и до XIX века постепенно пополнявшийся).

-