Самые лучшие туры
                 по Грузии
           
 
 ДЕЛИКА ТУРС ДЖОРДЖИЯ
   Туроператор по Грузии 
E-mail: info@delicatours.ru
         ICQ:   710363744

google plus youtube vk fb

 

Языческая Грузия

Языческая ГрузияГрузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках были известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов и сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце II - начале I тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в VI веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство (по-грузински Эгриси), в IV веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках – Иберия/Иверия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.

До IV века н.э. (времени, когда на грузинских землях официально утвердилось христианство) здесь были сильны языческие традиции. Грузины так же обожествляли и почитали природные силы и явления, как и другие народности. «Своих долевых» богов имели отдельные общины и роды, горы, ущелья, поля, деревья, дома и т. д. Между тем, народные предания и богатые этнографические материалы говорят о том, что у грузин были также общие большие (старшие) боги и племенные и межплеменные божества. Каждый бог имел собственное имя, образ (как правило, человеческий) и властвовал в определённой сфере жизни. В высокогорных частях страны патриархальный семейный уклад способствовал наличию сильного культа предков.

К сожалению, огромная часть дохристианской культуры была уничтожена еще на заре христианства, во время борьбы с языческим наследием. Однако, язычество в том или ином виде все же сохранилось, во многом приняв христианские черты. И по сей день во многих регионах страны можно наблюдать множество языческих ритуалов.

 

ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ЛУНЫ И СОЛНЦА

Каждая отдельная община, род, племя поклонялись своему божеству, причем, постепенно устанавливалось почитание божеств по принципу «высший - низший».

Во главе грузинского астрального пантеона стояла троица («самеули»):

  • Первым (старшим) в самеули был верховный бог, бог порядка и бог-ЛунаМориге.
  • Второй была богиня-Солнце или женщина-солнце – Мзекали.
  • Третьим был бог Квириа.

Что интересно, у грузин Луна представлялась в образе мужчины, Солнце - в виде женщины. Эти представления отражены в древнейшем стихотворении, дошедшем до нас на мегрельском языке: «Солнце – мать моя, Луна – отец мой, а звезды – сёстры и братья мои». Это очень необычное явление. Ведь у многих народов Солнце всегда было мужским божеством, а Луна – женским. А в верованиях дохристианской Грузии получается все наоборот.

Священным животным бога-Луны – Мориге - считался бык. Культовые изображения быка часто имеют форму полумесяца. Распространение культа быка в Грузии имеет давнишнюю традицию, что свидетельствует о том, что Грузия издревле была страной земледелия. Изображения быка сначала лепили из глины, а затем изготовляли из бронзы. Бычья голова была изображена на колхидской монете. После принятия христианства поклонение луне перевоплотилось в культ св. Георгия – «Тетри Гиоргис».

Солнце было женским божеством, т. е. оно было Великой Матерью-богиней - Мзекали. В Месхетии стоял богатейший храм «белой богини» (по-гречески Левкотея) — молельня женщины-солнца.

Грузины издревле божились солнцем (по-грузински выражение «чемма мзем» означает «клянусь моим солнцем»). В грузинском языке хорошо сохранились выражения восхваления и почитания матери, женщины (богини) вообще: «деда-мица» («мать-земля»), деда-эна» («мать-речь», «родная речь»), «деда-калаки» («мать-город», «столица»); «деда-бодзи» («мать-столб») и т. д. В приведенных примерах явно видно предпочтение, которое с древнейших времен отдавалось родной речью грузинского народа матери Уплисцихе(женщине). Эта мать — древнейшее божество грузинского народа; в то же время божество земледельцев, связанное с землей божество. Эту точку зрения точно отображают пшавско-хевсурские выражения — «адгилис деда» («мать места»), или «мицис-деда» («мать земли»), или же — «деда-мица» («мать-земля»).

В эпоху язычества названиями небесных светил обозначались и дни недели. По-мегрельски, воскресенье и до настоящего времени называется «цашха» (день солнца); понедельник — «туташха» (день луны); четверг — «цашха» (день неба).

На территории Грузии одним из важных сохранившихся архитектурных языческих памятников можно назвать пещерный комплекс Уплисцихе (I тыс. до н.э.).

 

 ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ ИВЕРИИ (КАРТЛИ)

До принятия христианства у грузин было распространено также идолопоклонство — поклонялись статуям, изготовленным из различных материалов.

Согласно летописям, в конце IV - начале III века до нашей эры, после того, как воинство Александра Македонского овладело Картли, правителем там был назначен его родственник Азон, установивший тираническое правление в Картли. Азон воздвиг на горе напротив Мцхеты два идола: Гаци и Гаими. В летописных текстах Гаци и Гаиами называют «ведунами самого сокровенного». Автор «Жития святой Нины» отмечает: «По правую его сторону стоял человек из золота, и имя его было Гаци, налево же от него стоял человек из серебра, и имя его было Гайм, и они были богами народа Картли».

Великий грузинский царь Парнаваз I (302-237) сверг тирана Азона и привнес в Иберию культ бога Армази. Армази стал главой пантеона Картлийских (Иберийских) богов. Существует мнение, что это божество имеет индоевропейские корни, будучи похожим на греческого Зевса, славянского Перуна, индийского Индру, германского Тора и кельтского Тараниса. Он, как и все вышеупомянутые боги, сочетал в себе функции бога воина-правителя, и громовержца - повелителя молний и дождя. Идол Армази представлял собой воина из меди в золотых латах и золотом шлеме, которые были украшены агатом и бериллом. В руке Армази держал острый меч. Идол был установлен на горе Багинети (около Мцхеты), где находились другие идолы – Гаци и Гаим. Это место было названо Армази (Армазцихе), было обнесено крепостной стеной и являлось религиозным и политическим центром Иберии. В период становления централизованного государства культ единого и сильного бога поспособствовал укреплению государственной власти и ослаблению родовых и региональных божеств.

Во время праздника Армази, проводившегося обычно летом, на улицах Мцхеты, украшавшихся разноцветными тканями и цветами, происходили многолюдные шествия с участием царской семьи. В жертву идолу Армази приносились дети-первенцы, чьи тела потом сжигались и пеплом посыпались статуи Армази, Гаци и Гаима.

До наших дней дошло описание поклонения идолу Армази, авторство которого, приписывается самой святой Нино:

Вид на гору Багенети и Мцхету"...И я спросила одну женщину еврейку: «Что это?» И она ответила мне: «Это Бог богов Армази. Так считает царь, но это всего лишь идол». А я отправилась увидеть Армази. И горы те наполнились знаменами и народом, будто цветами. А я успела пройти в Армазскую крепость и стала в уступе ограды крепости далеко от идола, и видела удивительное и ужасающее зрелище, которые невозможно выразить словами. С трепетом и страхом, приводящим в ужас, стояли у идола цари и весь народ. И видела я: вот, стоит идол, человек из меди. И надеты на нем золотые латы; и золотой шлем и наплечники, украшенные агатом и бериллом. И в руке держал острый меч, который сверкал и вращался в руке, как бы показывая, что если кто прикоснется к нему, тот себя обречет на смерть. И каждый произносил слова молитвы: «Горе мне, если я упустил что-нибудь в возвеличивании великого бога Армаза. Горе, если я позволил себе открывать душу евреям. Горе мне, если я согрешил, слушая магов, когда повстречал поклонников Солнца. И некоторые говорят по невежеству, что есть какой-то великий бог небесный! И как бы Армаз не нашел какого-нибудь порока во мне и не поразил бы меня мечом, которого страшится весь белый свет»! И направо от него [Армаза] стоял один идол из золота, и имя его Гапи, а налево стоял идол из серебра, и имя его Га, они были богами ваших отцов, пришедших из Ариан-Картли. Тогда я, обратившись к богу, плакала и стонала по поводу заблуждения этой северной страны, сокрытия света и господства тьмы. Видела я как могущественные цари и все князья, как мертвецы в аду, живыми были поглощены дьяволом и считали творцами камни и деревья; и меди и железу, и бронзе, рельефно выкованной, поклонялись как богу. Им приписывали сотворение неба и земли."

Царь Саурмаг (сын Парнаваза I) ввел в грузинский пантеон двух римских идолов. Это были Анана (богиня любви Юнона/Афродита) и Данана  (богиня охоты Диана/Артемида).

Помимо этих идолов, на горе, которая находилась напротив Мцхеты (около нынешнего селения Цицамури) был водружен идол Заден — культ ведийского божества Митры (заполняющего воздушное пространство, укрепляющего небо и землю, заставляющего солнце восходить). Здесь же была построена крепость Задени. Распространению митраизма, или культа солнечного божества в Грузии помогла существовавшая собственная национальная традиция поклонения солнечному культу.

Культ Армази был очень популярен, и в той или иной степени был распространен во всех частях Грузии, однако после объявления христианства государственной религией в IV веке нашей эры идолы были разрушены, и поклонение Гаци и Гаиму, Задену и Армази прекратилось.

В наше время на горе Багинети, около Мцхеты при археологических раскопках был обнаружен древний город Армази (археологический комплекс Армази-Багинети).

 

 СИМВОЛ БОРДЖГАЛИ

Бо́рджгали - один из древнейших грузинских символов (разновидность свастики).

«Бордж» в старо-грузинском обозначало то же, что и «бурдж» - начало, корень), а «гала» (и) — урожай, довольствие. Таким образом, композиция «борджагали» может обозначать святой плод. Кроме этого, борджагали также обозначало те рога оленя, у которых было много наростов. А в грузинской мифологии рога оленя издавна символизировали бессмертие.

Так же, как и свастика, борджагали было символом космической энергии, урожая. Но главным, что обозначало борджгали, было Солнце. Круглые лучи символа обозначали солнечные лучи, а их округлённость обозначала вечность движения.

Символ БорджгалиНаибольшее распространение в Грузии получило 7-лучевое борджгали, в котором 7 лучей обозначали 7 святых светил:

  • Мтоваре (он же Камар с грузинского) – Луна
  • Джума (она же Эрми и Отарди) - Меркурий
  • Мтиеби - Венера
  • Марихи (она же ариан, таха) - Марс
  • Диа (она же Муштари) - Юпитер
  • Зуали - Сатурн
  • Арди (он же Гелио) - Солнце

 

ПАНТЕОН ЯЗЫЧЕСКИХ БОГОВ

В горных регионах верования были обширнее. Горные народы приняли христианство позднее, поэтому сохранились сведения о целом ряде богов.

Гмерти – бог неба и грома, отец богов, владыка мира. Он, создавший мировой порядок, распоряжается жизнью и судьбой всех людей. Гмерти создал небо, землю, море и остальных божеств. Гмерти живет на девятом небе и сидит на золотом троне, распоряжаясь миром через своих сыновей («Гвтис Швилеби» - дословно Дети Бога). Это боги Квириа, Иасхари и Копала. Бог Гмерти везде и во всем, он един, но может предстать в разных проявлениях. Как правило, основным проявлением Гмерти был огромный бык. Гмери везде сопровождают его слуги, волки, которых он посылает к людям для помощи или же для кары. Гмерти представлялся существом с золотым ртом, и горящими, страшными глазами. С распространением христианства, культ Гмерти слился с библейским Господом, и сегодня «Гмерти» означает Господь.

Мзекали – дочь бога Гмерти. Это богиня-Солнце или женщина-Солнце. Она освещает весь мир, созданный ее отцом.

Квириа – сын Гмерти, предводитель Гвтисшвили. По представлениям восточных горцев, бог справедливости и посредник между Гмерти и людьми. В его честь устраивались праздники «Квирицховлоба» и «Халарджоба», с играми и жертвоприношениями. В Западной Грузии Квириа был ярко выраженным фаллическим мужским божеством, в чью честь устраивали весенние праздники, во время которых проводили различные ритуалы, состязания, пели гимны и устраивали сцены.

Иахсари – также сын Гмерти, воинственное божество, который боролся со злыми силами – дэвами, каджи, эшмаки. Покровительствовал нуждающимся в помощи. Первоначально Иахсари поклонялись в Пшави-Хевсурети, но позднее его культ распространился на другие горные регионы. По легенде, притесненные злыми чудовищами – дэвами - пшав-хевсуры обратились к Гмерти за помощью. Чтобы выявить предводителя в войне с дэвами, провели состязания, на которых победили Иахсари и другой Гвтисшвили – Копала, которые и возглавили поход. Разгромив дэвов, братья убили их голиатов (великанов) - Муза и Бегела. После чего дэвы навсегда убрались с гор.

Копала – еще один сын Гмерти. Первоначально его культ был в Пшави и Хевсурети, где и сейчас на горе Карати стоит его святилище, однако со временем распространился и в другие регионы. Покровительствовал людям, попавшим в лавину, утопающим и нуждающимся. Вместе со своим братом Иахсари победил и изгнал дэвов.

Барбале – богиня женского плодородия. По народным представлениям, Барбале покровительствовала роженицам, земледельцам и скотоводам. Ей были посвящены несколько праздников, один из которых совпадал с днем зимнего солнцестояния. В празднованиях и ритуалах использовались разные предметы, представляющие собой символы солнца. Кроме того, Барбале поклонялись как божеству, которое может исцелить от множества болезней, уберечь от зла и бед.

Бочи – древнее грузинское языческое божество, покровительствующее скотоводству, зверям и птицам. Предположительно, это тотемное божество и его имя связано с козлом – ваци-вочи.

Очопинтре – бог добычи, покровитель диких зверей, владеющий душой каждого животного. Перед охотой охотники просили Очопинтре разрешения на охоту. Культ Очопинтре пересекается с культом Бочи, и частично с греческим Паном. В его существование верили народы Западной Грузии.

Очокочи – божество леса, покровитель зверей и враг охотников. По преданию, Очокочи полукозел, получеловек, и не может говорить, но его голос пугает людей. Его тело покрыто густыми волосами, на руках длинные и острые когти, а на груди большой нарост, похожий на топор, которым встречного может разрубить на части.

Дали – богиня охоты, покровительница зверей и птиц. Дали обитает в недоступных скалах, откуда опускаются вниз ее золотые кудри. Она оборотень, способна предстать как животное, птица или человек. Страстная, она может влюбляться, и, соблазнив охотника, помогает ему в охоте и покровительствует ему, но до тех пор, пока он скрывает это. Тот же, кто раскроет эту тайну, обязательно погибнет, как погиб охотник, отец известного мифического персонажа, героя Амирани. Дали одна из древнейших божеств, и ее культ наибольшее распространение получил в Сванети, где и по сей день ее почитают.

Мзетунахави – златокудрая прекрасная женщина-богиня, которая чудесным образом рождается из растений. Она спрятана в неприступной крепости за девятью горами; герой должен найти ее и исполнить сложнейшие задания, дабы получить ее. Околдована злыми силами, и бывает в облике зверей или змеи. После спасения от злых чар возвращает себе красоту и выходит замуж за героя. Культ Мзетунахави иногда соприкасается с культом Дали, покровительницей зверей.

Адгилис деда – одна из древнейших божеств, в далеком прошлом богиня плодородия, чей культ был распространен по всей Грузии. Позднее у каждого селения была своя Адгилис деда, которая заботилась о людях, и покровительствовала им. По представлениям хевсуров выглядела как прекрасная дева с серебряными украшениями. Горцы Восточной Грузии поклонялись ей, как покровительнице женщин, детей, охотников и скота. После распространения христианства ее культ смешался с культом Девы Марии.

Бери-Бера – божество плодородия и покровитель урожая в Восточной Грузии.

Харале – также божество урожая и плодородия.

Берика – божество плодородия и весеннего пробуждения, имеющий вид козла. С культом Берика связаны дошедшие до наших дней ритуальные праздники – «Берикаоба», во время которых участники одевают на себя шкуры животных.

ДэвыБосели – одно из древнейших божеств, покровительствовал животноводству. Представлялся в виде огромного быка, и со временем стал так же и покровителем земледелия, приняв человеческие черты, и превратился в бога, чей культ совмещал в себе культ быка и культ солнца. С Босели связаны языческие празднования «Бослоба», которые проводились в январе-феврале. Впрочем, и по сей день в Западной Грузии проводят ритуалы, связанные с древним божеством – глава семьи подносит зажженную свечу ко лбу быка, обмазывает его яйцом, и благословляет его вином, дабы живность плодилась и не переводилась. С развитием христианства культ Босели изменился, превратившись в полу языческий – полу христианский культ Басили, христианская часть которого связана с именем христианского деятеля Басили (Василия) Кесарийского.

Тевдоре – аграрное божество, чей культ со временем слился с культом христианского святого Тевдоре. Считался покровителем земледельцев и коневодов. Празднования в его честь проводились весной – пекли ритуальный хлеб с изображением различных сельскохозяйственных инструментов и коней, а так же устраивали ритуальный сев.

Мамбери – божество, повелитель волков, которому поклонялись в Западной Грузии.

Пиркуши – божественный кузнец. Его пленили дэвы, для которых он ковал тяжелое оружие и прекрасные сосуды из золота и серебра. Из плена Пиркуши спасает Иахсари, которому кузнец кует огромный колокол. Святилища Пиркуши и сегодня есть в Пшав-Хевсурети.

Рокапи – злое божество, предводитель «Кудианеби» - злых колдуний. Колдуньи приносят Рокапи человеческие сердца. Верховный бог Гмерти приковал Рокапи к глубоко посаженному в землю столбу. Каждый год Рокапи старается вырвать столб из земли, и когда ему вот-вот это удается, на столб садится птичка, Рокапи ударяет ее палкой – птичка улетает, а столб еще глубже садится в землю.

Дэвы (дэви) – огромные злые зооморфные многоголовые существа с рогами, сплошь покрытые шерстью. Обитают под землей, но часто выходят на поверхность и враждуют с людьми, людоеды, похищают женщин и скот. Девы физически очень сильные, но глупые существа, олицетворяющие тупую физическую силу. Мифы о дэвах родом из Индии. Там они являются божествами. Однако под влиянием иранской традиции в Грузии дэвы трансформировались в злых и жестоких существ. Бакбак-Дэви – лесное злое чудовище, со многими головами, которое пожирает людей. Сильнейший из всех прочих дэви.

Вешапи – чудовища, зооморфные существа в виде огромных рыб. Часто предстают в виде многоголовых страшных существ. Различали белых, красных и самых опасных - черных. Самым страшным и сильным был Гвелешапи.

Каджи – страшные антропоморфные существа, живущие в Каджети. Могут обратить день в ночь и наоборот, вызывать бури, топить корабли, враждуют с людьми. Женщины - каджи наоборот, очень красивы, обитают в ручьях, реках и озерах, спасают рыбаков, и часто становятся их женами.

Фаскунджи – огромная летающая птица, неизменный былинный персонаж, обитает высоко в горах, или под землей, может говорить как человек, и покровительствует героям.

 

ЛЕГЕНДА ОБ АМИРАНИ

Герой АмираниАмирани – мифологический герой, сведения о котором есть во всех уголках Грузии, во всех диалектах. Различные вариации мифа об Амирани имеются у некоторых родственных грузинам кавказских народов. Амирани изображен на многих археологических находках в Мцхета, Казбеги, Триалети, датируемых не позже 3 тыс. до н.э.

Амирани - сын богини Дали и охотника Дарджелани. По преданию, охотник по имени Сулкалмахи охотился в непроходимых лесах, где услышал женский крик. На вершине скалы, в огромной пещере лежала прекрасная златокудрая Дали, мучаясь от невыносимых болей. Рассказала она Сулкалмахи, что влюбилась в охотника Дарджелани, и зачала от него, но хромая жена Дарджелани нашла их, и у спящей Дали отрезала ее прекрасные локоны, отобрав божественную силу. Дали была беременна, но не могла родить, и тогда велела она Сулкалмахи алмазным ножом вспороть ей живот и извлечь ребенка. Так появился на свет Амирани.

Позднее мальчика Амирани усыновил некий Иамани, и рос он вместе с его сыновьями Усупи и Бадри. Сильны были сыновья Иамани, но сильнее всех был Амирани, неустанный, быстрее лавины и в руках имел силу двенадцати пар быков. На его плечах были изображены солнце и луна, а некоторые части его тела были из чистого золота, что говорило о его божественном происхождении. Был он так велик, что Земля с трудом его выдерживала. Амирани, вместе со своими братьями Бадри и Усупи защищал людей, бился со злыми духами, дэвами и чудовищем Гвелешапи, который проглотил героя, но все равно был убит им изнутри.

Амирани, вооруженный огромным мечом, который сам же и выковал, похитил небесную деву Камару, олицетворяющую огонь, которая жила в высокой башне, нависающей над морем, и победил ее отца, повелителя погоды и облаков. Амирани дал людям огонь, учил кузнечному делу и спасал их от чудовищ.

Мифическая собака КуршаОтдав людям огонь, Амирани восстал против власти Гмерти, но был побежден, и прикован к Кавказским горам огромной цепью. Его печень ежедневно грызет орел, а верная собака Курша (с орлинными крыльями) лижет цепь, дабы его порвать. Но ежегодно кузнецы, посылаемые Гмерти, вновь возобновляют цепь. По древнему преданию, раз в семь лет пещера, в которой скрыт герой, открывается, и тогда можно узреть храброго и благородного Амирани. Легенда об Амирани тесно переплетена с мифом о Прометее.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Грузины обожествляли также различные растения (дуб, чинар, липу, виноградную лозу и др.) и животных - быка, кабана, волка, змею, дракона. Среди прочих растений грузины особое почтение выказывали дубу, как божественному древу, связанному с солнцем. Хевсуры и пшавы верили в ангельскую сущность дуба. С дубом связаны названия молитвенных мест: Чкондиди («чкони» по-мегрельски означает «дуб»), Ркони («рко» по-грузински — «желудь»). Культовым растением на раннем этапе развития религии была и виноградная лоза. Культ древа представлял собой наиболее устойчивую форму, ряд его элементов сохранился до наших дней. Для абхазов, к примеру, до принятия ими христианства, родовой тотем представляла собой ольха.

Интересно дошедшее до нас сведение Флавия Ариана о том, что у входа в город Фазис (Западная Грузия) стояла статуя восседавшей на троне богини, а у ее ног сидели львы. Львиная голова изображена на колхидской монете. Возможно, в Грузии был широко распространен и культ льва. В одном из погребений бронзовой эпохи найдена золотая скульптурка льва.

До наших дней в горных регионах Пшави, Тушети и Хевсурети сохранились каменные сооружения, напоминающие языческие жертвенники. В Хевсурети они называются «хати», в Тушети – «ниши» (слово происходит от грузинского «нишани» - «знак»). На праздники рядом с жертвенником режут баранов.

Грузинское язычество сохранилось плохо, но оно находит отклик в современной культуре, и даже в христианской церкви можно встретить языческие символы…

-